Здесь я выкладываю материалы, связанные с моими увлечениями - туризм, краеведение, геология и палеонтология и тд и тп. Это, в первую очередь, отчеты и рассказы о походах и прогулках, некоторые записи в стиле "мемуаров Мумми-папы", немного научных работ из моего геологического прошлого и так далее.

понедельник, 23 февраля 2009 г.

ХИБИНЫ – 2004. Часть 2.

А теперь, что-то вроде отчета о нашем походе. Вернее, это слегка обработанные заметки из путевого дневника, так что извините...

27.07.04.

Поезд на станцию Нефелиновые Пески прибыл в 6.57. Проводник притормозил поезд красным флажком и все успели спокойно выйти из вагона. Сфотографировавшись на ж/д путях, бодро вскидываем на плечи рюкзаки и столь же бодро бежим по шпалам. Через 15 мин. мы у р. Юмикорруай. Не поверив, что смогли пойти 2 км за такое короткое время, пошли дальше. А когда сориентировались, то было уже поздно… Решаем свернуть на В между вершинами 362,9 и 310,7 по ручью. Долго идем лесом по склону горы, по пути встречаем следы оленей и медведя. Около 10.00 останавливаемся на привал и «перекус». Отдохнув, довольно быстро выходим на лесовозную дорогу, идущую вдоль ЛЭП. Посовещавшись, решаем не «срезать углов», а по дороге вернуться к р. Юмикорруай.
Вдоль ручья, по хорошей тропе правого берега за один переход доходим до «Звездочки». Ставим лагерь, отдыхаем.
Еще в поезде у Жука в рюкзаке протекло топленое масло. Пытаясь хоть как-то исправить положение, извели на протирку его вещей рулон туалетной бумаги, но все отчистить не удалось. Теперь они с Лешей идут отстирывать вещи в ручей.
Я этого не знал… После заготовки дров все грязные и потные, беру несессер и иду на ручей помыться. Помылся, побрился, замерз. Вылезаю на берег и обнаруживаю, что от меня сильно пахнет топленым маслом. Думаю – «надо же, запачкался в поезде», и лезу обратно в ручей смывать его… Надо заметить, что вода около +6 градусов! Помылся, вылез – пахну сильнее. Еще раз помылся… Продрог – зуб на зуб не попадает, весь синий! А маслом пахну! Плюнул на все, оделся, пошел в лагерь, И тут вижу Лещу и Женю стирающих вещи выше по течению! Вода вокруг них вся аж радужными разводами от масла идет!
После обеда у нас прогулка в ущелье Аку-Аку. Я много читал об этом месте, но такой красоты никак не ожидал увидеть! Скалы, речка, водопад, озеро! Место, в котором обязательно нужно побывать!
После прогулки потренировались. Сходили за грибами и ягодами – грибов много, черники мало.

28.07.04

Трудный подъем с 7.00 дл 7.30. Утренняя тренировка, завтрак. Сборы в дорогу затянулись до 11.00. По неопытности большинство участников с трудом собирает рюкзаки.
Пошли вверх по ручью к перевалу Юмекорр. Выше зоны леса делаем небольшой отдых. Здесь есть площадки под палатки. За 15 мин. доходим до перевального взлета и немного отдыхаем под рюкзаками, дожидаясь пока вся группа не соберется вместе. Выходим на перевал, слегка задержавшись на снежнике в начале ущелья – фотографии и общая радость от снега летом. Сам перевал – классическое для Хибин ущелье, идущее по линии разлома. На перевале отдых, фото, записка, шоколадка. В туре записка туристов из Рязани и Москвы от 26.07.04.
Отдохнув, идем вниз по четкой тропе левого берега ручья, спустившись вниз, переходим на правый берег и делаем длинный привал – умываемся и изучаем хибинские минералы. Именно это занятие «Кружка юного геолога» и задерживает нас почти на час – всем все интересно, и мы с Ирой изо всех сил стараемся удовлетворить всеобщее любопытство. Это не просто, т.к. университетский курс минералогии давно забыт, а по работе мы с геологией Хибин не сталкивались. Все так увлекаются, что с трудом удается вновь поставить группу «под рюкзак».
Идем по правому берегу ручья, надеясь найти тропу к верховьям ручья Мередианального, но приходится идти почти до слияния его с Часнойоком. Решаем переходить Мередианальный вброд там, где стоим. Переход не представляет никаких проблем, но, все же, решаем натянуть страховочные перила. Я иду первым, затем, по перилам переходят девушки. Тут оказывается, что страховку вешали не зря… Девушки дружно делают попытки утопиться. Без перил у пары человек это бы вышло. Ребята идут последними, без страховки. Им это и не нужно.
Ставим лагерь, сушимся, тренируемся. После ужина все идут гулять и фотографировать. Поздний отбой.

29.07.04

Встаем с трудом. На утренней тренировке пытаемся заставить себя двигать грудью и бедрами, но получается плохо. Собираемся почти вовремя и выходим к перевалу Южный Чоргорр по тропе левого берега р. Часнойок. На противоположном берегу также видна хорошо набитая тропа. За три перехода поднимаемся почти к самому перевалу. Я иду искать место для лагеря и не нахожу хороших площадок на берегу озера под перевалом. Но все решают идти и искать вместе. Неожиданно Леша находит стоянки на левом от нас (по ходу) берегу озера, я их не разглядел в тумане.
Погода совсем портится – туман и мелкий дождь. Ставим палатки идем мыться. Пока мы мылись в озере, снизу подошла группа. Очень удивились, увидев трех голых мужиков, радостно плещущихся в ледяной воде. Вежливо подождав в сторонке, подошли и спросили где тут перевал (видимость – метров 10). Пытаюсь объяснить, но трудно что-то показать на местности. Они говорят, что все поняли и уверенно уходят в цирк Часночорра. Свою ошибку понимают только через час, когда немного развиднелось.
Тренируемся в лоп сао и чи сао. И немного в синъицюань.
Ветер, холодно, но облачность поднимается. Леша и Женя сбегали разведать путь. Решаем завтра идти на перевал слева по ходу от озера. Планируем ранний отбой и ранний подъем.
Хочется свалить отсюда…

30.07.04

Утром с трудом поднялись в 7.00.
На утренней тренировке учили формы.
Завтрак, сборы. Выходим в 10.30. Калбасенок и Жук бегут вперед, я веду девушек. Подъем слева по ходу от озера. Сначала по простым пологим скалам, кое-где мокрым и поросшим мхом, потом по крупной осыпи, траверсируем склон по направлению к перевалу с небольшим набором высоты. Неожиданно легко выходим на перевал в 11.00. На подъеме есть «живые» камни, но девушки отказываются отдать рюкзаки ребятам.
Едим шоколад, пишем записку с головоломкой, фотографируемся. В туре записки нет.
Примерно в 11.30 начинаем спуск в долину Кунийока. Сначала по хорошо набитой тропе по левому борту кулуара, затем тропа спускается в кулуар и идет то по левому борту, то по снежнику в центре, то по правому борту. Выходим на склон над озером и по тропе спускаемся вниз. Тропа четкая, но спускаться надо осторожно, чтобы не упасть и не спустить камни на идущих впереди.
Привал у озера. Моем руки и ноги, Леша купается.
Снизу поднимается группа туристов из Минска. Они идут в радиалку на Северный Чоргорр.
Продолжаем спуск по тропе вдоль ручья. Через один переход выходим на вездеходную дорогу вдоль р. Петрелиуса. Делаем остановку для купания в озере с воклюзами на «трехкомнатной квартире». Еще за два перехода доходим до базы ПСС. Встаем лагерем. Я с Ирой иду на базу – заказываем баню на завтра. Баня стоит 500 руб. за 2 часа. Покупаем пиво (двухлитровая бутылка «Кольского» стоит 100 руб.). Пиво так себе, но все равно здорово.
Оборудуем лагерь, моемся в ручье, собираем грибы, рубим/пилим дрова, спим. Отдых…
Тренировку отменяем – лень. За ужином едим грибы, выпиваем по 50 г., поем песни. Поздний отбой.

31.07.04

Поздний подъем. На завтрак манка с черникой. Идем на прогулку на водопад Рисйок. Хотя я уже его видел, но все равно красиво. Все бегают вокруг водопада, фотографируют и фотографируются сами.
После возвращения тренировка в чи сао.
Баня. Здорово! Полный расслабон. Взяли на базе последнюю бутылку пива. После бани еле двигаемся. Читаю отчеты и борюсь с желанием все их сжечь. Желание побеждает…
Вечером тренировка по форме «108». Разобрали первые 30 движений.

1.08.04

Тяжелое утро после бани и отбоя в 2 часа ночи. Никто не встал на зарядку.
Зато за завтраком объявили сегодня китайский (или японский?) праздник – «День мальчиков» (или девочек?). В общем, всем сделали по две косички, точащие в стороны. Ну, Бэрка, конечно выглядит в таком виде абсолютно естественно, а остальные очень смешно. Но всем ужасно идет – и девчонкам, и ребятам. Один я обделенный… При моей стрижке никаких причесок не сделаешь.
После завтрака собрались и пошли на Северный Чоргорр. Ведет Ира, я иду замыкающим. Очень тяжело, еле плетусь (мне вообще сложно ходить последним). В начале перевального взлета ухожу на правую по ходу тропу. Иду один, без остановок, но «медленно и печально». Группа идет по левой тропе, сильно растянувшись.
Я выхожу по крупной осыпи под бараньи лбы. Тропа идет между ними по «живой» осыпи. При хорошей погоде проще подниматься «в лоб», что я и делаю. Склон крутизной градусов 30-35. В сырую погоду на подъеме могут возникнуть сложности, а для спуска по этому пути, я бы повесил веревку. Довольно быстро иду вверх, местами переходя к свободному лазанию. Выхожу на крупную осыпь над бараньими лбами и траверсирую влево до снежников. По первому идти вверх не очень удобно – круто и скользко (снег очень плотный, практически фирн). Иду с самостраховкой палками, затем ухожу вправо на тропу. Выхожу на перевал в 12.45.
Пока я «покорял горные вершины», остальная группа по хорошей тропе давно уже поднялась на перевал. Зато у меня было маленькое приключение!
С перевала роскошный вид на долину Кунийока. Ни Имандру гораздо хуже. В туре записка группы КГМЗ из Санкт-Петербурга от 28.07.04. Оставляем свою записку, едим шоколад и колбасу.
Наиболее неугомонные лезут вверх, на плато Индивичвумчорр.
Отдохнув, идем низ. Замечательно катаемся по снежникам на пенках, ногах и животах. Учимся зарубаться на снегу лыжной палкой. Вообще-то развлечение опасное, но мы вначале проверили выкат внизу – там нет крупных камней и тп.
Капризы хибинской погоды – кто мог подумать, что летом могут пригодиться очки от солнца! Как результат – я слегка пожег глаза на снежниках…
Спуск вниз по правой по ходу тропе – средняя и мелкая осыпь, много «живых» камней. Идти следует осторожно, я несколько раз падаю.
Девочки загорают и требуют, чтобы мы на них не смотрели… Ага, щазз!!!
На спуске встречаем ребят из Мурманска, они идут ПВД от ст. Хибины до ст.Имандра. Поболтали, позавидовали им, что можно так гулять в выходные и пошли дальше.
При входе в лес нас подстерегала беда – непроходимые заросли черники! Думал, что там и останемся…
Как всегда, набрали грибов.
По возвращении обед, небольшой отдых и тренировка.
После тренировки девушки пошли мыться на теплый ручей. Сначала к ним, потом к нам прибежала тетка из соседнего лагеря с криками, что здесь нельзя мыться с мылом и стираться. И вообще, это не этично – они там готовят, а мы моемся. Вежливо послали. Она побежала жаловаться спасателям.
Тренируемся, учим Сан Сао и форму «108».
Завтра снова в дорогу.
Вечером приходил спасатель – травил байки об охоте и т.п. Ругал нас за катание по снежникам.

2.08.04

Выходим на Умбозерский. Дорога несложная – вездеходная. Единственная сложность – разлив ручья в самом начале пути – пришлось попрыгать и немного походить вброд. Набор высоты небольшой, но очень жарко. Идем медленно и много отдыхаем. К 14.00 поднимаемся на перевал. Причем понимаем это не сразу… Очень трудно понять где же перевальная седловина. В туре записка группы «девчонок из Москвы» от 26.07.04.
Но красота! Скалы, песок, озера! Курорт! Правильно пишут, что это самый красивый перевал в Хибинах, хотя и самый простой.
Спускаемся до первого озера со стороны Каскаснюйока. Ставим лагерь на удобных ягельных площадках. Я иду вперед, разведать начало завтрашнего пути.
Купаемся, загораем, тренируемся.
Ночью группа экстрималов под предводительством Жука совершает восхождение на плато Рисчорр. Мне минус как руководителю – я им это почему-то разрешаю. Всю ночь бешусь и переживаю…

3.08.04

Впервые за несколько дней у нас утренняя тренировка. Собираем лагерь только к 11.00 и выходим. Идем по правому берегу ручья, поднимаясь вверх и траверсируя склоны плато Рисчорр. В русле сухого ручья начинаем подъем на гребень, справа по ходу от ущелья Рисчорр. С гребня хорошо виден перевальный взлет. Подходим к перевалу, траверсируем осыпь и подходим к основанию снежника. Идем вверх по снежнику, это оказывается неожиданно легко – он в этом году небольшой не очень крутой, градусов 30. Выходим на перевал в 13.15. В туре записка группы ориентировщиков и лыжников из Ленинградской обл. от 3.08.04.
Отдых, «сладкая жизнь», шоколад, фото.
Идем через перевальное ущелье по тропе, затем начинаем спуск с перевала. С этой стороны нет четко выраженного перевального взлета. Сначала спуск идет тропе, потом она пропадает в россыпях крупных глыб. Прыгаем по этим «чемоданам». Есть «живые» камни. Я пару раз влетаю в такие места, что чуть не разбиваю себе голову.
Наконец подходим к краю долины р. Рисйок и видим пер. Эвдиалитовая перемычка… Он у нас запланирован в связке с Сев. Рисчорром. Труба… Первое впечатление – кто сказал, что это НК?! (Потом, спокойно все оценив, я вынужден был согласиться, да НК) Не хочу туда!!!
Все остальные тоже не хотят. Дружно решаем идти в обход г. Куэльпорр по дороге. И об этом решении никто из нас никогда не жалел!
Останавливаемся на обед у слияния р. Рисйок и руч. Рисчорр. Жара… Самую необходимую вещь в Хибинах в этом году мы не взяли – крем от загара.
Идем к базе ПСС. Решаем идти по левому берегу Кунийока к «трехкомнатной квартире». Довольно бодро доходим до места к 20.00. Оказалось, что устали довольно сильно. Части участников пришлось ужин относить в палатку. Выпили по 50 г., спели пару песен и спать.

4.08.04

Встали, позавтракали и подумали – а чего бы нам не пройти Восточный Петрелиуса сегодня? Сказано – сделано, пошли!
Переправа через р. Петрелиуса прошла удачно – по тем же самым елочкам, по которым мы его переходили 5 лет назад. Даже ботинки не замочили.
Бодро пробежали по дороге два перехода под перевал, и тут я понял, что очень сильно устал… «Укатали сивку крутые сявки» :) С трудом тащусь по очень пологому склону. В конце подъема прибегает Женя и снимает с меня рюкзак. На перевале мы собрались в 14.30. В туре записки тургруппы из Самары и из Москвы, обе от 4.08.04.
Спуск по крутой тропе между скальных выходов. Идем плотной группой с самостраховкой палками и взаимной страховкой. Спуск интересный и не сложный. На мой взгляд, он лучше, чем рекомендуемый в отчетах спуск по осыпям справа по ходу. Для подъема от р. Малая Белая он однозначно лучше.
Останавливаемся отдохнуть у озер в цирке и в свободном темпе идем вниз по долине. Навстречу нам проходит группа с веревками, касками, ледорубами и кошками. Видимо идут на пер. Буревестник… Через 2 перехода подходим к хорошим песчаным площадкам, немного не доходя до оз. Тахтарьявр.
Немного спим перед ужином. Купаемся в речке. Желающие тренируются самостоятельно, я устал и отдыхаю. Под ужин по 50 г. и спать.

5.08.04

Дневка. Тренировка, сбор грибов и ягод, купание. Ясный солнечный день без изнуряющей жары. Хорошо!..
Результаты похода меня вполне устраивают. Конечно, тренировочную программу в полной мере выполнит не удалось – сказались усталость и зажатость мышц от ходьбы и таскания рюкзаков. Спарринговую часть занятий я вообще отменил. Зато удалось практически в полной мере выучить базовые техники и формы, существенно продвинуться в изучении и понимании чи сао.
Походную часть удалось осуществить полностью, если не считать Эвдиалитовую перемычку. Ну и черт с ней! Мы не догматики! Были некоторые просчеты (с моей стороны, как руководителя) в тактике построения и проведения похода, но не критические. Все прошло нормально.
Что же касается общения, то, мне кажется, все было неплохо. В походных условиях ярко проявляются все положительные и отрицательные качества личности. Когда я собирал команду, то старался приглашать только симпатичных мне людей. Не знаю как у них ко мне, но мое отношение к ним стало гораздо лучше. И, по-моему, улучшилось взаимопонимание в группе.
Выводы таковы – для роста технического мастерства лучше проводить стационарные тренировочные лагеря (на одном месте). Для создания коллектива школы сочетание похода и тренировок очень полезно. Хорошо бы при этом иметь в коллективе двух инструкторов. Сочетание должности руководителя похода и единственного инструктора несколько напрягает.
Впереди еще одна дневка и выход пер. Рамзая. Надеюсь, что все это пройдет не хуже.

6.08.04

Еще одна дневка. Идти на Юдычвумчорр никто не хочет. Тренируемся, успеваем пройти всю программу и даже начать сверх того.
Вечером весело играем в разные игры. «Профессор» меня доконал… От смеха болят мышцы пресса, а щеки сводит судорогами. Обессиленный уползаю в палатку, а молодежь остается веселиться дальше.

7.08.04

Пасмурное утро, ветрено. Собираемся и идем вверх по Малой Белой к пер. Рамзай. Немого сбиваемся с тропы, подходя под перевал. Приходится переходить речку по камням.
Под перевалом стоят странные ребята, которые пытаются вскипятить котел с водой на костре из мха. Мох обильно дымит, но гореть не хочет. На замечание, что нехорошо жечь костры из реликтового мха, гордо говорят, что мол, да, мы такие…
Подъем на перевал по пологому склону по хорошо набитой тропе. Перевальное ущелье поражает своей дикостью и завалами камней. Очень мрачный вид. На седловине – шоколад и последние горные фотографии. В туре записка ДКТ «Кентур» из Киева от 6.08.04.
Спускаемся с перевала и идем по вездеходной дороге по склонам Поачвумчорра, а потом по тропе вдоль р. Поачвумйок. Начинаются болотистые участки, появляется «городской» мусор. Цивилизация… Выходим на дорогу идущую вдоль оз. Малый Вудъявр и начинаем искать место для стоянки. Все устали. Еще на перевале началась «спотыкачка падучая» - то один, то другой участник падает почти на ровном месте. Решаем, что это заразно, а инфекция передается через визуальный контакт.
Вокруг люди на машинах – музыка, шашлыки, ор. Все загажено. В буквальном смысле. Противно…
Находим площадки у дороги и собираемся вставать, но тут я натыкаюсь на площадки у озера в стороне от дороги. Моемся, тренируемся (боевое самбо, броски). Вечером начинается дождь. Наш первый дождь в этом походе. Не удается ни попеть песни, на побуянить (как хочется Баире). Расходимся по палаткам.

8.08.04.

Всю ночь шел дождь. Утром неспешно завтракаем, сворачиваемся и идем к Кировску. Быстро выходим на трассу. Фотографии на фоне гор, последний поворот дороги и открывается вид на рудник. Зрелище странное, грандиозное и страшноватое – горы аккуратно разрезаны пополам.
На автобусе доезжаем до Апатитов и пешком идем к вокзалу. Часть группы идет в город, посетить музеи, сделать покупки. Музеи закрыты – воскресенье.
Сидим на вокзале, ждем поезда. Варим картошку и яйца в дорогу, Покупаем разные «вкусности» в буфете.
Скоро на поезд…

9.08.04

Едем. До свиданья, Хибины! Мы еще вернемся!